|
В центре Москвы на Боровицком холме, что на левом берегу Москвы-реки, находится один из древнейших и красивейших архитектурных ансамблей мира - Московский Кремль, о котором в старых книгах сказано, что «на сем месте созиждется град превелик и распространится царствие треугольное». Действительно, план Московского Кремля представляет собой гигантский треугольник. Первая малая деревянная крепость появилась в XII веке. 1147 год считается годом основания Москвы. Затем в XIV веке при Дмитрии Донском были возведены стены и башни из белого камня, и крепость стала большой и белокаменной, а в центре нее были построены храмовые сооружения. В конце XV века итальянскими мастерами были построены существующие сейчас башни и стены Кремля. И уже в XVII веке кремлевские стены и башни получили существующие ныне роскошные ярусные и шатровые завершения. Здесь начиналось Московское царство, а самым, пожалуй, красивым его уголком стала уникальная Соборная площадь, украшением которой по праву считается главный до сегодняшнего дня собор России - величественный Успенский собор, построенный в 1475-79 годах итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти. Успенский собор поражал и поражает современников величавой торжественностью, легкостью и широтой внутреннего пространства, мастерством строительных приемов. Здесь проводились венчания на царство и молебны о победах и после них. С 1918 года собор был закрыт, все его ценности вывезены. В 50-е годы Успенский собор снова открыли как музей. И только совсем недавно, в 1989 году, здесь была совершена первая патриаршая литургия. Теперь Успенский собор действующий. В конце XV - начале XVI веков на территории Московского Кремля строятся Благовещенский и Архангельский соборы. В Архангельском соборе находятся 46 гробниц князей и царей русских, среди них: пяти Иванов, трех Василиев, Дмитрия Донского и первых Романовых, в подвалах - саркофаги царевен и цариц. Это подлинный русский пантеон, где удачно сочетается традиционная система древнерусского храма и декор, свидетельствующий о том, что его автор - мастер итальянского Возрождения. Действительно, им является итальянский архитектор Алевиз Фрязин Новый. Но достижения ренессансной архитектуры ничуть не поколебали исконных основ древнерусского зодчества, которое продолжало идти своим путем. В Благовещенском соборе, построенном псковскими мастерами в 1489 году, русские государи молились в домашнем уединении перед иконами кисти Андрея Рублева и Феофана Грека, а многоженец - Иван Грозный принужден был оставаться на южном крыльце, с которого он и увидел на небе знамения своей судьбы. Если Благовещенский собор - лицо царского дворца, обращенное к Соборной площади, то Грановитая палата, древнейшее светское сооружение Кремля, построенное в 1491 году, - главный зал дворца и главный зал России до самых петровских времен, как и Красное крыльцо - парадный вход во дворец - совсем недавно поднявшееся из небытия. В палате принимали посольства и пировали победы, предавались церковным спорам и тираническому буйству. На северном карнизе Грановитой Палаты можно увидеть уникальный скульптурный портрет. Некоторые склонны считать его автопортретом «главного архитектора Московии» Пьетро Антонио Солари. К северу от Грановитой палаты, в тупичке, находится парадная зала цариц - Золотая палата, которой 400 лет, а дворцовым церквям над нею (четыре храма под единой кровлей с одиннадцатью главами), вдохновенному созданию зодчего Осипа Старцева - 350 лет. В глубине ансамбля Большого Кремлевского дворца прячется самое старое здание Москвы - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1390-е годы). Подлинным шедевром XVII столетия является Теремной дворец, памятник не только зодчества, но и быта. Эта жилая часть царского дворца с пятиэтажными палатами закрыта от реки корпусом Большого Кремлевского дворца, возведенного в 1830-х годах придворным зодчим Николая 1 Константином Тоном. Парадные интерьеры дворца и особенно Георгиевский зал могут соперничать по красоте с интерьерами Грановитой палаты. С дворцом государя соперничал двор патриарха. Этот комплекс расположен на северной стороне Соборной площади и включает в себя дворец с Крестовой палатой и две церкви: Ризоположения и Двенадцати Апостолов. Церковь Ризоположения была построена еще в 1488 году для московских митрополитов, а церковь Двенадцати Апостолов строили в середине XVII века по указанию патриарха Никона, придававшего соперничеству кремлевских дворцов политическое значение. Символом триумфального царствования Петра Великого стала архитектура Арсенала, который воздвигался на протяжении всей Северной войны и был закончен после его смерти. Через площадь от Арсенала расположился Сенат (1776-87 гг.), создание одного из основоположников русского классицизма Матвея Казакова, с прекраснейшим Екатерининским залом, куполом, обращенным на Красную площадь, - государственным символом страны. В настоящее время здесь находится резиденция президента. Замыкает кремлевский ансамбль с восточной стороны комплекс колоколен Ивана Великого с самой высокой колокольней «Иван Великий», построенной Боном Фрязиным в 1505-1508 годах и надстроенной до современной высоты в 1600 году при Борисе Годунове, о чем свидетельствует надпись под куполом. Собрав со всей Руси колокола, эти символы независимых земель, «Иван Великий» стал голосом России, символом ее единения и гармонии. Гигантскими «сувенирами» XVI и XVIII веков стали замечательные памятники литейного искусства «Царь-пушка» и «Царь-колокол» - образы войны и мира, образы всей русской истории: то колокола переливали на пушки, то пушки на колокола... Подлинной сокровищницей русского искусства, одним из самых удивительных музеев мира является Оружейная палата работы зодчего Тона, начало которой было положено еще в XVI веке и которая в настоящее время составляет стилевое единство с Большим Кремлевским дворцом. Из 20 кремлевских башен на Красную площадь выходят знаменитые Арсенальная, Никольская и Спасская башни, Кремлевские куранты Спасской башни будут играть теперь национальный гимн страны. Московский Кремль - гениальное творение русской национальной культуры, архитектуры, искусства, величайший памятник истории России, где встречаются Средневековье и Возрождение, Восток и Запад, Земля и Небо. И не случайно, что именно здесь вновь «заговорил» славный колокол «Иван Великий», оповещая мир о начавшемся возрождении России. |